Бакирова Г.Х.
ГА в зеркале чайной церемонии
9 ноября 2020 в Группаналитическом клубе ТЦГА состоялось инициированное Львом Алекссевичем Савиных мероприятие, перед посещением которого предлагалось просмотреть фильм «Смерть мастера чайной церемонии».

Я полагала, что наше мероприятие будет чем-то вроде обсуждения фильма, фактически, обменом впечатлениями, восприятием, пониманием произведения.

Каково же было моё удивление, когда Савиных предложил нам подумать и высказаться о фильме с точки зрения «Матрицы пути чая в зеркале группанализа и психоанализа».

Поначалу я испытала какое-то нежелание и легкое недоумение («что?!»), эту реакцию можно было бы назвать профессиональным словом «сопротивление».

Потом голова начала работать и, о чудо! Столько у меня и у всех участников появилось мыслей, обнаружилось связей между, казалось бы, не сопоставимыми явлениями.

Я поделюсь своими размышлениями о параллелях и аналогиях, чтобы не нарушать конфиденциальности процесса и высказываний других участников дискуссии.
  • 1. Фильм:
    Все пьют чай, этот чай проникает в каждого, кто участвует в церемонии, таким образом, чай становится связующим элементом, он объединяет всех, кто пьет чай.

    Разница лишь в том, что чай - это что-то материальное, видимое
    ГА:
    Это можно приравнять к понятию «матрица», предложенному Фуксом, которая представляет собой связь посредством невидимых нитей, идущих от каждого участника группы к другим, получается своеобразная «паутина» из этих переплетающихся нитей.

    Нити Фукса - невидимые

  • 2. Фильм:
    Все садятся вокруг стола на чайной церемонии.
    ГА:
    Фукс использовал круглый стол, который ставил посередине комнаты, и все участники группы рассаживались вокруг этого стола. Сейчас у нас создается символический круг из стульев или кресел.
  • 3. Фильм
    Границы: никто не мог извне вторгнуться во время чайной церемонии. На ней присутствовали лишь приглашенные гости.
    ГА
    Никто не может войти в комнату, где идет групповая сессия по правилам группанализа.
  • 4. Фильм
    Мастер определяет круг приглашенных и «формат» церемонии.
    ГА
    Дирижер определяет состав малой группы и сеттинг группаналитических встреч.
  • 5. Фильм
    Это может быть очень узкий круг - один гость, несколько человек или много - целое войско перед решительной битвой.
    ГА
    В ПА (психоанализе) – один пациент или клиент; в ГА (группанализе): может быть малая (до 10 человек), средняя или большая группа, насчитывающая до нескольких сотен участников.
  • 6. Фильм
    Мастера чайной церемонии уважаемые и почитаемые в народе люди. Они высоко сами себя оценивают и дорожат своим именем и ценностями, которые ставят очень высоко. Но они живут, как отшельники, одиноки. С ними могут быть лишь их ученик/и.
    ГА
    Группаналитики, достигшие высоко уровня мастерства и опыта становятся уважаемыми и ценятся высоко пациентами, клиентами и учениками. В своих малых группах они одиноки: не могут делиться с пациентами своими проблемами, чувствами, желаниями, являясь «слугами» участников психотерапевтической группы. Группаналитики высокой квалификации ценят, уважают ценности ГА.
  • 7. Фильм
    Мастера чайной церемонии высоко ценят свою свободу, независимость и возможность быть творческими: вносить свои идеи, свои новшества в ритуалы чайной церемонии
    ГА
    Группаналитики, достигшие высокого мастерства высоко ценят свою свободу и независимость, возможность вносить свои лично изобретенные модификации в технику и способы ведения психотерапевтических групп.
  • 8. Фильм
    Эта независимость и стремление к свободе творчества у мастеров чая могла привести их к конфликтам с феодалами, их нанявшими, которые требовали традиционных, консервативных процедур ритуала чайной церемонии. Нарушение устоявшихся и известных феодалу процедур ритуала вызывало сильнейшую ярость. Это могло привести к ссылке, а потом к смерти мастера чая.
    ГА
    Группаналитики, достигшие высокого уровня мастерства и опыта, привносящие свои техники и способы ведения психотерапевтических групп могут вызвать агрессию у коллег, придерживающихся ригидно традиционных, прописанных в устаревших учебниках техник, интервенций и подходов в группаналитической психотерапии.

    Если эти группаналитики обладают административной властью, они могут изгнать такого группаналитика из своего сообщества, или пытаться его уничтожить иными способами.
  • 9. Фильм
    Феодалы, нанимавшие мастера чая относились к нему, как к рабу, с которым можно сделать все, что ему угодно. Мастера чая, воспринимавшие себя как свободных людей, принимали свою смерть - добровольное самоубийство как доказательство, что они свободны, делать то, что они сами хотят. Таким образом, в битве между властными фигурами мастера оказывались победителями. Ритуал самоубийства являлся путем к свободе, очень высоко оценивался в кругу мастеров чая. При этом, мастера чая сами никогда не начинали этой битвы с властью - с феодалом, их решение совершить самоубийство было следствием «поднятого меча», они его поднимали лишь в ответ, защищая свои ценности, свою свободу и путь мастера чая.
    ГА
    Группаналитики, чаще всего, также не начинают сами войны с лицами, наделенными властью ограничивать их независимость, они лишь отвечают защитой своих ценностей и вступают в битву ради этих ценностей ГА пути. Так как основная ценность ГА – это демократические отношения, основанные на уважении личности, где нет места диктату, проявлению власти и лишению возможности группаналитикам идти своим путем. Конечно, в такую битву вступают сильные духом мастера или группаналитики. Они не боятся ссылки, смерти или исключения из сообщества, агрессии в любой ее форме проявления, чтобы морально «убить» ГА-ка.
  • 10. Фильм
    Чайная церемония для войска проводилась с тем, чтобы в состоянии медитации поднять боевой дух воинов, для того, чтобы одержать победу над врагом, а также чтобы подготовить их к возможной смерти.
    ГА
    Группаналитики, проводят сессию психотерапии, чтобы дать возможность участникам помедитировать, высказать свои переживания вслух, чтобы поднять их дух, избавить от страдания, и, возможно, подготовить их к «битве» в их жизненных ситуациях, где они могут одержать победу.
  • 11. Фильм
    Весь фильм, как повествование: - неспешное, проникновенное, малословное, основанное на полутонах и домысливании. Приходится вглядываться в лица, чтобы уловить настроения героев, о чем они думают или чувствуют на самом деле.
    ГА
    В группанализе мы также неспешно слушаем, вглядываемся в лица и невербальные проявления участников, чтобы понять и прочувствовать их состояния, переживания.
  • 12. Фильм
    Весь визуальный ряд фильма - это виды Японии в их традиционной манере. Цветущая сакура, медленно падающий снег, деревья, холмы в снегу, или красные осенние клены, текущая чистая вода по бамбуковым желобам, икебана в нише мастера чайной церемонии, которая символически о чем-то может говорить посетителям. Все это вызывает сильное эстетическое удовольствие. Вместе с тем, и все это показывается в контрасте с войнами, кровопролитием, смертями множества воинов с обеих сторон. Мастера чайной церемонии, живущие в согласии с природой, во внутренней гармонии, были настроены против войн захватнического характера. В фильме учитель - мастер чая - был против захвата Кореи. Это вызывало сильнейшее недовольства его хозяина - феодала.
    ГА
    Говоря языком ГА - составляет контекст происходящих в 16 веке событий и жизни того времени.

    Группаналитики, достигшие зрелости и большого опыта также настроены против войн, призывают к диалогам, к обсуждению и решению проблем мирным путем. Некоторые участвуют в переговорах на высшем уровне для достижения соглашений, к примеру, Волкан.

  • 13. Фильм
    Внутренняя свобода и сила духа, а также способность к творчеству мастера в фильме вызывали зависть у феодала. Он сам часто посещал мастера, чтобы побыть с ним во время чайной церемонии, и готов был смилостивиться, простить мастера. Но мастер совсем другой по структуре личности, ему не за что просить прощения, унижаться перед феодалом, он говорит то, что считает правильным, и решает уйти из храма, от феодала. Он предпочитает уйти сам по своему решению. Это потом его отправляют в ссылку за непослушание, в пылу гнева феодала.
    ГА
    Психоаналитики западной культуры увидели бы здесь, наверное, борьбу сына с отцом с последующим отцеубийством, или соперничество двух мужчин, как продолжение этой борьбы в детстве. Говорили бы нарциссической ране, которую мастер нанес феодалу своим совершенством, силой духа.
  • 14. Фильм
    Ученики после смерти учителя многие годы спрашивают друг друга, и главный герой участвует в этом процессе постоянно, «как все случилось? Что произошло?» И весь фильм ученик мастера, у которого он служит многие годы, по крупицам собирает информацию, чтобы у него сложилась полая картина произошедшего.
    ГА
    Так и в группаналитической группе, мы собираем по кусочкам информацию, чтобы понять настоящее пациентов, его проблемы, чтобы понять глубже его переживания.
  • 15. Фильм
    Герой часто во сне и наяву в дневных грезах видит своего учителя и беседует с ним. Это позволяет ему погрузиться в переживания учителя и понять его глубже.
    ГА
    Так и группаналитики на интервизиях, супервизиях, вовлекая других специалистов, стараются собрать информацию о случае и глубже понять пациента или группу.
  • 16. Фильм
    Ученик мастера, погрузившись в состояние транса, описывает, что делал и что чувствовал мастер до и во время самоубийства для умирающего другого мастера чая, который до наступления смерти очень хотел об этом узнать. Это описание вызывает в нем такую силу духа, что он приподнимается, и, сидя в позе лотоса с прямой сильной спиной, символически совершает весь обряд самоубийства. До этого он лишь восхищался мастером и считал, что сам не способен на ритуальное самоубийство. Совершив его, он присоединяется, таким образом, к учителю, и умирает.
    ГА
    Участники терапевтической или супервизионной группы, погрузившись в свои «ревери», могут идентифицироваться с пациентом, почувствовать его чувства. Будучи пациентами, они становятся способными сделать то, что делает дирижер. Так порой группа или дирижер способны своей верой вдохновить пациента, вселить веру в себя своими словами, если в это вкладываются их чувства, душа.
  • 17. Фильм
    Ученик во сне бежит за учителем, но тот, обернувшись, останавливает его словами: «нет, у каждого мастера свой путь, возвращайся! Не иди за мной!»
    ГА
    У каждого группаналитика также свой путь, мы не должны слепо следовать за учителями, подражая им внешне, без внутреннего своего личного наполнения и понимания своего пути группаналитика. Обучая, мы не стремимся к тому, чтобы студенты неукоснительно следовали нашему пути и видению ситуации, пациента и того, как ему помочь. У каждого группаналитика формируется свой стиль, свой группанализ.
  • 18. Фильм
    Мастера чая с благодарностью относятся ко всему, что дает им жизнь, их учитель. Для того, чтобы стать мастером, нужны годы усиленных тренировок, наблюдения, размышлений.
    ГА
    Группаналитики с благодарностью относятся к пионерам этой формы психотерапии. Я очень благодарна Раймонду Блейку, он первый приехал из Лондона в Санкт-Петербург и рассказывал, показывал, начал обучать нас ГА. Я очень благодарна последовавшим за ним Девиду Кеннарду, Джефу Робертсу и Барбаре Эллиот, которые самоотверженно приезжали к нам, потом организовали в 1995 году Вводный курс и проводили его с переводом и записью для доказательства в Лондонском институте Группанализа, что можно обучать ГА на английском языке с переводчиком. Благодарна новой команде "пионеров ГА" из Лондонского института ГА - Сью Эйнхорн, Харри Уайту, Шейле Эрнст, которые с 2006 по 2011 год приезжали в СПб для проведения Дипломного курса по ГА; Роберту Харрису, который присоединился к ним в последние годы курса. Благодаря всем им я развивалась и стала квалифицированным группаналитиком. Теперь у меня свои ученики, и это - мой путь группаналитика.

    Я благодарна Льву Савиных за толчок к размышлениям, которые он инициировал своим мероприятием.

Так выпьем же чаю, господа!